Зарегистрироваться
Восстановить пароль
FAQ по входу

Логопедия

  • Добавлена пользователем
  • Отредактирована
тема находится в черновиках
Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики.
Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.
Клинико-педагогическая классификация
Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
1 Речевые нарушения
1.1 Нарушения устной речи
1.1.1 Расстройства фонационного оформления высказывания
1.1.1.1 Дисфония (афония) — потеря звучности голоса при сохранении возможности говорить шёпотом.
1.1.1.2 Брадилалия — замедление речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки, в противоположность
1.1.1.3 Брадифразии — замедлению речи, происходящему от ослабленного процесса мышления; оба патологических случая являются следствием местного заболевания головного мозга.
1.1.1.4 Тахилалия — форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя.
1.1.1.5 Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.
1.1.1.6 Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.
1.1.1.7 Ринолалия — синдром гнусавости. Гнусавость — изменение тембра голоса и искажённое произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости.
1.1.1.8 Дизартрия, ДЦП — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.
1.1.1.9 Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
1.1.1.10 Алексия — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.
1.1.2 Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
1.1.2.1 Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
1.1.2.2 Афазия — это локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи (в отличие от алалии) с нарушением восприятия речи при сохранении слуха.
1.2 Нарушения письменной речи
1.2.1 Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
1.2.2 Аграфия — потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей.
1.2.3 Дизорфография и коррекционная работа — специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. изорфографические ошибки появляются к концу второго – началу третьего класса.
2 Коррекция речевых нарушений (?)
2.1 Звукопроизношение — переименовать на Коррекция нарушений звукопроизношения
2.2 Коррекция заикания
2.3 Лексико-грамматический строй речи — переименовать на Коррекция лексико-грамматического строя речи (?)
3 Обучение грамоте — переименовать на Обучение грамоте детей дошкольного возраста (дошкольников?)
3.1 Развитие моторики, логоритмика
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Крупная моторика. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
3.2 Развитие связной речи
3.3 Речевое дыхание, голос
3.4 Фонематическое восприятие, слоговая структура слова
4 Логопедическая работа в образовательных учреждениях
4.1 Организация логопедической работы в ДОУ
4.2 Работа с родителями — переименовать на Взаимодействие логопеда и семьи ребенка (?)
4.3 Школьная логопедия

Комментарии

в теме Логопедия #
Сейчас подумала, что раздел нужно делить в первую очередь не по видам нарушений, а по возрастной градации.
Дошкольная логопедия, Школьная логопедия (уже есть), Логопедия у взрослых.
А дальше уже внутри делить по видам коррекционной работы.
Это связано с тем, что у разных возрастов своя специфика. Логопедия в отношении детей, которые только в принципе овладевают речью, и логопедия в отношении взрослых, речью давно овладевших и нуждающихся в коррекции - разница, видимо, есть.
в теме Логопедия #
Для имения в виду.
На текущий момент 80-90% раздела - по умолчанию дошкольная логопедия.
*
Про обучение грамоте у меня как раз некоторые сомнения, а это не надо просто в дошкольную педагогику?
в теме Логопедия #
Сейчас предполагаются 4 основных блока.
Думаю, они вполне имеют логическую связь и обоснование.
в теме Логопедия #
Dosia, я пока не готов обсуждать такие тонкости, честно.
"Похожу" по разделам, плотнее познакомлюсь с файлами — тогда разговор будет предметнее.
Поймите правильно, тема эта скорее для меня, надо же хоть с чего-то начинать.
в теме Логопедия #
Dosia, подраздел Детское двуязычие и многоязычие вряд ли относится к логопедии, скорее, это обучение языкам.
в теме Логопедия #
Сам по себе билингвизм (двуязычие и многоязычие) это явление, при котором один человек, часть народа или даже целый народ владеют двумя или более языками и пользуются (или могут пользоваться) ими для общения, чередуя их в различных коммуникативных ситуациях, т.е. является предметом лингвистики.
в теме Логопедия #
Я знаю.
Файлы этого раздела не для лингвистов предназначены.
Он существует ровно потому, что их в своё время не по адресу загрузили в лингвистику и нужно было куда-то девать.
*
Скажите, пожалуйста, Вам когда-либо приходилось - я уж не говорю быть логопедом - просто бывать в разделе Логопедия и быть вынужденным осмысленно рассматривать его содержимое?
Или Вы случайно увидели дискуссию и решили, что остальные её участники срочно нуждаются в помощи по части пользования Гуглом?
в теме Логопедия #
Загружал n-ое кол-во файлов по билингвизму, и ещё тогда заметил, что этот раздел ( Детское двуязычие и многоязычие) не на своем месте и находится у меня в закладках на компьютере на исправление, раз уж тема появилась, решил написать.
в теме Логопедия #
не на своем месте
У билингвизма на нашем сайте нет одного определённого места.
Работы, ориентированные на психолингвистов, кладутся в психолингвистику.
Работы, ориентированные на социолингвистов, кладутся в социолингвистику.
Работы, ориентированные на педагогов, должны быть, очевидно, где-то в педагогике.
См. также: просьба трудящихся педагогов, из факта появления которой следует, что этот вопрос актуален для их специальности.
Плюс мои тогдашние пояснения там же.
в теме Логопедия #
Ну, по Билингвистике спорить вообще не собираюсь. Может, ее вместо Дисграфии в Школу переносить придется)
в теме Логопедия #
Это ровно то, о чём я вчера писала по поводу органичений, идущих от особенностей структуры сайта, и того, что некоторые области знаний приходится фрагментировать.
в теме Логопедия #
Нет, я имел в виду подраздел Школьная логопедия, но об этом пока рано.
в теме Логопедия #
Если есть там файлы именно про билингвизм у школьников, то, да, их можно выбрать.
Нужно иметь ещё в виду, что файлы должны быть в разрезе "речевое развитие у детей с билингвизмом".
Файлы "как преподавать языки детям с билингвизмом", это, пожалуй, таки методики преподавания.
Как видно, без дальнейшей фрагментации не обойтись.
в теме Логопедия #
В разделе Логопедия перечислены (или должны были быть перечисленными) виды речевых нарушений. Но сам по себе детский билингвизм и билингвизм в частности, это же не нарушение речи, это способность человека. Так что название подраздела как минимум не правильное. Нарушения и дефекты речи у детей-билингвов, пожалуй так было бы точнее.
в теме Логопедия #
При том, что в разделе нет файлов специально про нарушения?
Мне кажется, Вы перед написанием данного комментария не смотрели на реально имеющиеся файлы.
В ином случае Вы пришли бы к выводу, что правильным решением был бы перенос или расформирование раздела (к чему я и склоняюсь).
в теме Логопедия #
Именно потому, что нет таких файлов в разделе. Но если бы таковые были, то название раздела к ним не подошло бы. Возможно найдется такая литература на сайте, что-то вроде Муминова Л. Р. Система логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми узбеками в условиях двуязычия или Курбангалиева Ю. Ю. Логопедический анализ речи детей дошкольного возраста с билингвизмом (на сайте оба примера отсутствуют).
в теме Логопедия #
Раздел будет расформирован, чтобы закрыть вопрос. Только не сию секунду, дабы не наломать дров при выборе новых мест для файлов. Дайте время.
в теме Логопедия #
Вот! И я про это!
в теме Логопедия #
обучение
Не совсем, т.к. речь идёт о детях, владеющих 2-мя и более языкам как родными.
в теме Логопедия #
Dosia, а насчет расположения Дисграфии еще предстоит поспорить)
Она тут под номером 1.2.1)
в теме Логопедия #
Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи...?
в теме Логопедия #
Разделы Развитие связной речи, Развитие моторики, Речевое дыхание, Обучение чтению, Звукопроизношение даже.
Все они, насколько я вижу, подразумевают коррекционную работу не только при прямо-таки патологиях (~ то, что описывается в теле темы), но и для способствования развитию всего перечисленного в норме.
Думаю, что не стоит сплеча действовать по принципу "здесь должны быть файлы только и исключительно про нарушения, а всё остальное категорически выбросить" (да и куда выбрасывать?)
в теме Логопедия #
По факту в разделе лежит вся педагогически ориентированная о развитии речи у детей, и в норме и в патологии.
Не возмусь утверждать, что так и должно быть, но как должно быть на самом деле, тоже не имею представления.
в теме Логопедия #
По факту в разделе лежит вся педагогически ориентированная о развитии речи у детей, и в норме и в патологии.
Полистала учебники по логопедии. Видимо, как-то так и должно быть. И, скорее всего, на 1-м уровне делить раздел корректнее по возрастной градации.
Л. подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.
в теме Логопедия #
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Дошкольная - сейчас п. 3
Школьная - сейчас п. 4, скорее всего, придется переименовывать, но это позже.
Взрослую пока вообще не встречал, так и просмотрел далеко не все.
Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.
Вот это ценное замечание, приму во внимание, спасибо.
в теме Логопедия #
Как раз этим занимаюсь.
Пока реально вырисовываются группы (в теме)
3 Обучение грамоте — переименовать на Обучение грамоте детей дошкольного возраста (дошкольников?)
4 Логопедическая работа в образовательных учреждениях.
Пункт 1 скорее всего исчезнет, когда ознакомлюсь с подразделами плотнее. Он был первым этапом; сейчас имеет декоративный характер.
Пункт 2 Коррекция речевых нарушений (?), кажется, останется, только наполнение, возможно, подредактируется.
в теме Логопедия #
Пункт 1 скорее всего исчезнет
Думаю, что он пригодится.
В разделе Школьная логопедия есть пункт Теория нарушений... Возможно, по аналогии с ним есть смысл создать раздел Теория речевых нарушений (вообще) (= Логопатология?)
Это позволит распределить некоторые файлы, не ломая голову над тем, к какой возрастной категории они относятся.
в теме Логопедия #
Ну, это так, заметки на полях.
Я таких завалов вообще не встречал, тут еще, пока до доводки дойдем, еще разгребать и разгребать...
в теме Логопедия #
Немного подправил тему в смысле наметок на будущие исправления, будет время - посмотрите.
Но это, конечно, даже не начало.
На сегодня я, наверное, все, и так почти сутки за компом)
в теме Логопедия #
Можем решить, когда, даст Бог, дойдем до дополнительного образования.
Туда же можно будет и упомянутое Вами Музыкальное...
В этом разделе нет комментариев.