Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики.Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.Клинико-педагогическая классификация
Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.1 Речевые нарушения1.1 Нарушения устной речи1.1.1 Расстройства фонационного оформления высказывания1.1.1.1 Дисфония (афония) — потеря звучности голоса при сохранении возможности говорить шёпотом.1.1.1.2 Брадилалия — замедление речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки, в противоположность1.1.1.3 Брадифразии — замедлению речи, происходящему от ослабленного процесса мышления; оба патологических случая являются следствием местного заболевания головного мозга.1.1.1.4 Тахилалия — форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя.1.1.1.5 Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.1.1.1.6 Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.1.1.1.7 Ринолалия — синдром гнусавости. Гнусавость — изменение тембра голоса и искажённое произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости.1.1.1.8 Дизартрия, ДЦП — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.1.1.1.9 Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.1.1.1.10 Алексия — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.1.1.2 Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:1.1.2.1 Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.1.1.2.2 Афазия — это локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи (в отличие от алалии) с нарушением восприятия речи при сохранении слуха.1.2 Нарушения письменной речи1.2.1 Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.1.2.2 Аграфия — потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей.1.2.3 Дизорфография и коррекционная работа — специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. изорфографические ошибки появляются к концу второго – началу третьего класса.2 Коррекция речевых нарушений (?)2.1 Звукопроизношение — переименовать на Коррекция нарушений звукопроизношения2.2 Коррекция заикания2.3 Лексико-грамматический строй речи — переименовать на Коррекция лексико-грамматического строя речи (?)3 Обучение грамоте — переименовать на Обучение грамоте детей дошкольного возраста (дошкольников?)3.1 Развитие моторики, логоритмикаЛогоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Крупная моторика. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.3.2 Развитие связной речи
3.3 Речевое дыхание, голос
3.4 Фонематическое восприятие, слоговая структура слова4 Логопедическая работа в образовательных учреждениях4.1 Организация логопедической работы в ДОУ
4.2 Работа с родителями — переименовать на Взаимодействие логопеда и семьи ребенка (?)
4.3 Школьная логопедия
Комментарии
Дошкольная логопедия, Школьная логопедия (уже есть), Логопедия у взрослых.А дальше уже внутри делить по видам коррекционной работы.Это связано с тем, что у разных возрастов своя специфика. Логопедия в отношении детей, которые только в принципе овладевают речью, и логопедия в отношении взрослых, речью давно овладевших и нуждающихся в коррекции - разница, видимо, есть.
На текущий момент 80-90% раздела - по умолчанию дошкольная логопедия.
*
Про обучение грамоте у меня как раз некоторые сомнения, а это не надо просто в дошкольную педагогику?
Думаю, они вполне имеют логическую связь и обоснование.
"Похожу" по разделам, плотнее познакомлюсь с файлами — тогда разговор будет предметнее.
Поймите правильно, тема эта скорее для меня, надо же хоть с чего-то начинать.
Файлы этого раздела не для лингвистов предназначены.
Он существует ровно потому, что их в своё время не по адресу загрузили в лингвистику и нужно было куда-то девать.
*
Скажите, пожалуйста, Вам когда-либо приходилось - я уж не говорю быть логопедом - просто бывать в разделе Логопедия и быть вынужденным осмысленно рассматривать его содержимое?
Или Вы случайно увидели дискуссию и решили, что остальные её участники срочно нуждаются в помощи по части пользования Гуглом?
Работы, ориентированные на психолингвистов, кладутся в психолингвистику.
Работы, ориентированные на социолингвистов, кладутся в социолингвистику.
Работы, ориентированные на педагогов, должны быть, очевидно, где-то в педагогике.См. также: просьба трудящихся педагогов, из факта появления которой следует, что этот вопрос актуален для их специальности.
Плюс мои тогдашние пояснения там же.
Файлы "как преподавать языки детям с билингвизмом", это, пожалуй, таки методики преподавания.Как видно, без дальнейшей фрагментации не обойтись.
В ином случае Вы пришли бы к выводу, что правильным решением был бы перенос или расформирование раздела (к чему я и склоняюсь).
Она тут под номером 1.2.1)
Все они, насколько я вижу, подразумевают коррекционную работу не только при прямо-таки патологиях (~ то, что описывается в теле темы), но и для способствования развитию всего перечисленного в норме.Думаю, что не стоит сплеча действовать по принципу "здесь должны быть файлы только и исключительно про нарушения, а всё остальное категорически выбросить" (да и куда выбрасывать?)
Школьная - сейчас п. 4, скорее всего, придется переименовывать, но это позже.
Взрослую пока вообще не встречал, так и просмотрел далеко не все. Вот это ценное замечание, приму во внимание, спасибо.
Пока реально вырисовываются группы (в теме)
3 Обучение грамоте — переименовать на Обучение грамоте детей дошкольного возраста (дошкольников?)
4 Логопедическая работа в образовательных учреждениях.Пункт 1 скорее всего исчезнет, когда ознакомлюсь с подразделами плотнее. Он был первым этапом; сейчас имеет декоративный характер.
Пункт 2 Коррекция речевых нарушений (?), кажется, останется, только наполнение, возможно, подредактируется.
Это позволит распределить некоторые файлы, не ломая голову над тем, к какой возрастной категории они относятся.
Я таких завалов вообще не встречал, тут еще, пока до доводки дойдем, еще разгребать и разгребать...
Но это, конечно, даже не начало.
На сегодня я, наверное, все, и так почти сутки за компом)
Туда же можно будет и упомянутое Вами Музыкальное...